Главный тренер женской сборной России Евгений Трефилов прокомментировал «список 28» на главный турнир года и посоветовал критикам помолчать.
Официальная расширенная заявка ФГР на чемпионат Европы во Франции вызвала много вопросов в духе «почему?» и «а где?».
— С Анной Седойкиной о возвращении в сборную договорились быстро?
— Конечно. У меня нормальные отношения со всеми игроками. Все они взрослые люди со своими проблемами и вопросами. У кого-то дети, у кого-то здоровье. С Аней был нормальный разговор, получен нормальный ответ. Она поможет нам на чемпионате Европы.
— Отсутствие в списке Полины Ведехиной — следствие травмы?
— Не просто травмы, а сложной травмы. Боюсь, что ее восстановление будет очень тяжелым. Повреждены оба ахилла, они сами по себе не пройдут. Вот у меня ахиллы разорваны, так иногда, бывает, дернешься резко — аж за ухом отдает. Или еще пример. Баскетболисту Арвидасу Сабонису в свое время ахиллово сухожилие оперировали в США, но он до конца так и не восстановился.
Дай бог, чтобы у Полины все было в порядке. Если девочка остается в спорте, нужны серьезная операция и кропотливое восстановление. Безусловно, без вопросов взял бы здоровую Ведехину на чемпионат Европы, тем более позиция левой полусредней у нас оказалась проблемной.
— Еще и Владлена Бобровникова не играет…
— Именно! И меня беспокоит количество знатоков гандбола, которые говорят, что эту позицию способны закрыть другие девочки. Родные мои, посчитайте, сколько у нас претендентов на место левой полусредней. Только не подпихивайте мне при этом детей, которые никогда не были на чемпионате Европы, чемпионате мира и которые среди взрослых-то по-настоящему не играли.
Они в первой же серьезной игре испугаются, стушуются, не смогут показать того, что действительно могут. Вы дайте мне зубра, которого протащили хотя бы через российскую Суперлигу, через еврокубки! Есть такие? Должны быть Бобровникова с Ведехиной — их не будет. Получается, на эту позицию нужно ставить Анну Сень.
— А она должна быть на другой позиции?
— Она ничего и никому не должна. Все свои долги Анечка давно уже отдала. Но каждый раз мне приходится с ней разговаривать и объяснять, почему кидаю ее с позиции на позицию. А у меня то голова открыта, то зад голый. Отсюда и проблемы. Спасибо Ане за универсализм, самоотдачу и понимание. Я ее только в ворота не ставил, но она и там сыграла бы.
— Включение в список лучшего игрока чемпионата мира среди восемнадцатилетних Елены Михайличенко — аванс?
— Давайте проясню ситуацию. Отличная девочка, очень талантливая. Я двумя руками за то, чтобы она развивалась и была в сборной. Но у нее серьезные проблемы со здоровьем, а именно — с локтевым суставом.
Две недели ее надо прокалывать, потом еще две недели разрабатывать локоть. К чемпионату Европы теоретически она могла бы быть готова.
Но, скажем, когда выбивается большой палец, сколько времени нужно на восстановление? Много! А потом любое резкое движение — и рецидив. Кто говорит иначе, тот просто лукавит или прокурил за углом или в туалете все школьные уроки физкультуры.
У Михайличенко рука была обездвижена две недели. За это время мышцы «тухнут». Чтобы их восстановить, нужно два раза по две недели. Вот и считайте, успеем ли мы ее подготовить.
Но это — во-первых. Во-вторых, я поставлю Лену на матч, ее один раз дернут и унесут с площадки, а команда лишится игрока. У нее же сустав на соплях будет держаться! Потому что в идеале там должно все зажить, она сама должна потихоньку втянуться, подкачаться. На мой взгляд, если к Новому году восстановится в полном объеме, будет здорово. Травмы плеча и локтя, выбитые пальцы — самые болезненные. Ноги восстанавливаются быстрее.
— Так почему же Михайличенко в составе?!
— В связи с этим хочу обратиться к клубным тренерам: почему вы мне информацию не даете заблаговременно? Я включаю Лену Михайличенко в предварительную заявку, этот документ отправляется в ЕГФ. А спустя пару часов узнаю, что она проходит лечение в Москве. Ну так нельзя, ребята! Так нельзя.
— В списке всего пара линейных: Ксения Макеева и Майя Петрова. Если что-то вдруг случится, опять выручит Сень?
— Опять Сень. И еще Ирина Снопова там может сыграть. Мне нужны обстрелянные игроки. Когда есть перспективные, это здорово. Но иногда приходится ждать годами, пока они выстрелят. А результат с меня требуют сегодня и сейчас. И желательно еще через год, чтобы готовиться к чему-то. Когда состав постоянно меняется, хуже не придумаешь.
— Какие еще позиции вызывают беспокойство?
— Правой полусредней. Вот мне говорят, что Тоня Скоробогатченко — звезда. Пока только звездочка, маленькая-маленькая, совсем неопытная и непроверенная. В свое время мы надеялись, что наше будущее на этой позиции — Катя Давыденко из Тольятти. Она вернулась в спорт после рождения ребенка и долгого перерыва, но пока под фамилией Гайдук даже не поблескивает. А в своем возрасте она должна уже сверкать вовсю, рвать и метать на площадке.
Или давайте на разыгрывающих посмотрим. Есть три-четыре перспективные девочки, которые неплохо действуют в атаке. Но ни одна из них не годится для игры в обороне — ни роста, ни умений. Только Даша Дмитриева отвечает всем критериям.
Вратарская позиция, на мой взгляд, тоже проблемная. Ну не может кандидат в сборную показывать 12-15 процентов надежности. Потому и пришлось просить вернуться Аню Седойкину. У нас все кричат, что нужно держаться за молодых. А я на это говорю: когда схватитесь, посмотрите, за что именно держитесь.
— Но почему тогда не попала в заявку Мехдиева?
— К Гале хорошо отношусь, она прекрасный человек. Но вот взял ее на контрольные матчи в Германию — и что? Процент отраженных бросков никуда не годится. Как я могу делать на нее ставку в сборной? Перед чемпионатом Европы у меня остается всего два контрольных матча в Румынии — и все, дальше летим во Францию. Я беру тех вратарей, кто сегодня играет лучше.
— Получается, в расширенной заявке все, кого вы хотели бы там видеть?
— За исключением травмированных. Позвал бы еще Вику Жилинскайте, но она очень тяжело восстанавливается после рождения ребенка. В остальном — да, назвал тех, из кого хочу сделать окончательный выбор.
Меня бесят люди, которые знают все на свете — от космоса до моего вида спорта. Да еще и советы постоянно дают, рассказывают, как правильно. Я же не лезу рассуждать, откуда взялась дыра в космическом модуле или почему едва не погубили космонавтов из-за некачественно сделанной ракеты. У меня свое место работы, на котором стараюсь делать то, что умею, и на котором что-то понимаю.
Страны Советов у нас больше нет, но советы тем не менее дают постоянно. Навязывают мне людей, которые даже в чемпионате России ничего не показывают! За результат кто будет отвечать — я или советчики?
Чемпионат Европы — небольшая война, на которую должен ехать обстрелянный солдат. Желательно морпех, который прыгнет с борта, сделает кувырок в полете, а потом еще на ходу и соперников уничтожит. Но мне же упорно твердят: бери, в бою опыта наберутся.
Предположим, возьму девочку. В число 18 игроков. Пусть на трибуне посидит, посмотрит. Потом против соперника послабее я ее выпущу вместо, например, Ани Кочетовой. Затем Аню верну на площадку, а девочку — на трибуну. И израсходую две замены. А здесь вратарю «каску отбили», но я без запасных, потому что кому-то нужно было обязательно посмотреть в бою на необстрелянную. Так что, прежде чем с советами лезть, пусть регламент почитают.
У меня много критиков. И еще больше советчиков. А есть такие стратеги, которые говорят: да, я игрока подготовлю, только ты все равно не возьмешь. Ребята, вы подготовьте — возьму с радостью. Но где они, ваши подготовленные?
Я же не идиот, чтобы рисковать чемпионатом Европы ради того, чтобы протащить туда «своего» игрока. У меня нет старческого маразма, я нормальный человек.
А вот на меня лают тупые и ограниченные барбосы, которые не добавляют положительных эмоций. Но я в любом случае буду делать то, что считаю нужным. А команда еще поборется.
Источник: Быстрый Центр