Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала об обстановке на российском букмекерском рынке.
- Дарина Борисовна, хотелось бы поговорить о том, насколько высококонкурентным является в 2022 году российский беттинг-рынок. В последние полтора года с него ушли несколько брендов, но все же, как вы полагаете, он остается привлекательным?
- Вне всяких сомнений, остается. Не думаю, что в ближайшее время стоит ожидать захода на рынок мощных иностранных брендов. А это значит, что еще больше обострится конкурентная борьба между российскими лицензиатами. Емкость рынка велика, и он по-прежнему далек от насыщения. Конкурировать конторам есть за кого.
- Не облегчается ли в таком случае работа для отечественных топ-брендов, с их могучими бюджетами на развитие и рекламу?
- С одной стороны, да, игрокам рынка не приходится напрягаться в ожидании, что сейчас, мол, зайдет какой-то супербренд из Европы и зальет отрасль деньгами, переманивая клиентов. С другой, даже средние по возможностям БК способны нынче увеличивать собственные базы игроков. Главное, быть постоянно в движении, соответствовать трендам, креативить. Не всегда все решают исключительно суммы маркетингово-рекламных бюджетов. Да, это главный инструмент развития, но лояльность клиентов приобретается немалым количеством и иных средств рыночной борьбы.
- Несколько лет назад вы уже называли ситуацию на отечественном рынке «маркетинговыми войнами». Что изменилось с тех пор?
- Конкуренция еще больше усилилась, она актуально просто колоссальная. Вообще, считаю, что в контексте конкуренции брендов за внутренний рынок отечественная юрисдикция является едва ли не самой насыщенной и одновременно сложной во всей Европе. И подобное положение вещей сохраняется уже больше пяти лет. Триггером для увеличения конкуренции стало в свое время законодательное разрешение оперировать в доменной зоне ru. Сейчас уже понятно, что оно было абсолютно логичным для государства, которое хотело увеличения собираемости налогов с букмекерской индустрии. Но тогда снятие запрета с онлайн-беттинга казалось многим в чем-то даже революционным.
- Кстати, в связи с этим как поживает сейчас букмекерский ритейл?
- Какие-то отечественные БК за последние пару-тройку лет полностью закрыли свои сети ППС, другие оставляют лишь премиальные флагманские клубы. Но последние чисто пунктами приема ставок уже и назвать нельзя – там и хорошая кухня, и шоу-программы на сцене, и трансляции матчей с живой работой известных комментаторов в зале. Тенденция однозначно говорит о том, что будущее индустрии – в онлайне. Времена ковида с его локдаунами и запретом на работу заведений только больше убедили руководство контор, что стабильная работа и развитие возможны лишь в интернете.
- Акцент на онлайне – это и высвобождение дополнительных средств на продвижение, согласны?
- Так и есть. Плюс, когда несколько лет назад отечественные БК из числа ветеранов рынка наконец-то в полной мере осознали все выгоды и преимущества интерактивных ставок, в пользу ухода большей части бизнеса в онлайн наверняка говорило и гораздо меньшее количество операционных расходов (по сравнению с необходимостью содержания целых сетей ППС).
- Дарина Борисовна, а большой ли вообще сейчас на российском рынке разрыв между богатыми во всех смыслах, топовыми БК, и скромными конторами?
- Различия в возможностях есть, конечно же. Каждый может увидеть его в том числе и по тем объемам телерекламы, что закупаются преимущественно брендами, названия которых можно перечислить на пальцах одной руки. Также отличным индикатором являются и спонсорские контракты контор с, например, клубами футбольной РПЛ. Там тоже отнюдь не все представители отрасли фигурируют.
- А отраслевой «средний класс» присутствует или имеется четкое разграничение лицензиатов по возможностям работы на рынке?
- Все же склоняюсь к тому, что у нас после четырех-пяти самых крупных контор существует своего рода разделительный финансовый ров, по ту сторону которого – конторы, у которых менее серьезные и клиентские базы, и маркетинговые бюджеты и, соответственно, возможности по продвижению.
- Названия БК по разные стороны благополучия раскроете?
- Думаю, это будет некорректным с моей стороны как нейтрального наблюдателя. В любом случае, каждый, кто следит за отечественным рынком ставок на спорт, отлично знает топов.